На страницах своего блога я пару раз рассказывал, в том числе и не так давно, о том, что основная моя работа отнюдь не программирование. По основной своей работе я преподаватель одного из ВУЗов нашей необъятной Родины. И сегодня я раскрою вам часть своей основной деятельности. Все же встречали в Интернете посты с выдержками из школьных сочинений типа «Младшая сестра носила на голове платок, старшая — ботинки» или «Гитарист взял гитару и стал с ней играть»? Вот и я сегодня приведу примеры таких выдержек, но только не из школьных сочинений, а из работ моих студентов за последние несколько лет.
На одной из моих дисциплин студенты третьего курса, прошедшие все общеобразовательные предметы (математику, физику, философию и т.д.) выполняют курсовую работу. И, несмотря на то, что 80% этой работы выполняется в специальных программах и программы эти формируют довольно подробные отчёты, студентам всё же приходится тратить часть сил и времени на то, чтобы написать пояснительную записку к курсовику. Подчеркну: не скопировать из учебников текст, а именно написать — сформулировать чётко и ясно свою мысль и представить её в виде текста на бумаге.
Причём, от студента не требуется как-то витиевато составить предложение, совсем наоборот — работа подразумевает краткость изложения без всяких эпитетов и громких фраз.
Я приведу только часть того, что формулируют «будущие умы». Итак, выдержки из курсовых работ студентов на тему охраны атмосферного воздуха:
На западе Тихий океан, сзади которого расположена роща
Как вам? На вопрос: где у Тихого океана зад, а где перед студент ответить, к сожалению, не смог. Даже при наличии перед глазами глобуса.
Через вентиляционную вытяжку они являются источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Кто они? Зачем «они» вообще являются и именно через вентиляционную вытяжку? Непонятно.
В результате технологического процесса выделяются загрязняющие вещества, которые труба выбрасывает в атмосферный воздух, тем самым загрязняя её.
Тут студент, видимо, хотел написать о том, что загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через дымовую трубу, но потерял чуток мысль.
Фоновая концентрация в расчёте не учитывалась в силу наличия отсутствия справки
Так наличия или отсутствия?
Источниками выделения являются работы котельных оборудований
Ну хоть не роботы и то хорошо…оборудованИЙ, блин, сколько читаю эту фразу — столько раз глаза кровоточат.
При внедрении новых производств, технологических процессов или появления новых источников загрязнения атмосферы необходимо провести корректировку или внести изменения в проект предельно допустимых выбросов
Чем отличается корректировка проекта от внесения изменений в проект для меня осталось загадкой.
К зоне влияния выбросов вредных (загрязняющих) веществ от предприятия относятся все территории, которые расположены внутри границы данной зоны влияния, которая определяется как ограниченная линия на территории предприятия
Что непонятно? Зона влияния — это зона влияния, которая ограниченная линия. Разве тяжело это понять…?
Проводим замену моечной ванны на Н60-0533
Что такое Н60-0533 осталось загадкой…видимо потомок R2-D2.
Прекратить грузовых авто
Оказалось, что студент имел в виду, что в случае необходимости можно ограничить выпуск грузовых автомобилей в линию.
Хорошо, пусть ребята в школе сочинений не писали, философию упорно прогуливали, книг не читали и газет не выписывали. Но ведь математику с физикой они успешно прошли? Вот именно, что только прошли.
Есть такая простенькая задачка — рассчитать расход газовоздушной смеси для вентиляционной вытяжки. Решение простое — перемножить скорость выхода смеси из устья (м/с) на площадь устья (м2). Спрашиваю: как посчитать площадь круглого устья?…шок. Варианты ответов за последние три года:
- Перемножить ширину на длину
- Сложить ширину и длину (!)
- Умножить половину диаметра на высоту
- Пи плюс Дэ поделить на четыре (Дэ — это диаметр, конечно)
Вообще, вопрос про расчёт площадей становится в последнее время самым «завальным»…неужели в школе отменили математику с геометрией? :)
Ок, ребята, давайте ещё проще. Посчитайте пример:
1/2 + 1/2 = ?
Один студент убил наповал — сказал, что получится 2/4!
И это, подчеркну, третий курс, то есть, по нынешним меркам, практически готовый специалист. Через год эти ребятки успешно защитят свои выпускные работы и будут нам рассказывать о том, как всё у нас хорошо, а кто не верит — тот дурак :).
Вы, конечно, можете сказать, что таких студентов надо гнать поганой метлой из ВУЗа и будете правы. По-человечески правы. Но не по мнению нашей чиновничьей братии. Отчисляем ли мы студентов за неуспеваемость? Да, отчисляем. Иногда даже больше, чем нам разрешает нам наше самое справедливое государство в мире, то есть больше 10% контингента и, в итоге, возвращаем в казну «невостребованные» деньги, которые исчисляются десятками миллионов рублей. Но реалии таковы, что многие преподаватели, особенно предпенсионного возраста, просто опускают руки и не желают рисковать своей работой из-за балбеса, который не может сложить 0,5 и 0,5. Мне повезло чуть больше, чем большинству преподавателей, так как помимо преподавательской деятельности я занимаюсь разработкой проектов и выполняю различные НИОКР (в которых, кстати, активно использую свои навыки программирования) и, поэтому, лишение меня премии особой роли не играет…но, иногда, бывает обидненько :)
Одно в этой ситуации радует — несмотря на то, что общий уровень образования оставляет желать лучшего, остаются ещё ребята (и не мало), которые действительно хотят учиться, которые целенаправленно получают образование и идут работать. Есть и такие, которые уже после третьего курса (после прохождения производственной практики) начинают работать по специальности и достигают, без шуток и сарказма, довольно хороших результатов в карьере. Мы, в свое время, о таком только мечтали.
Есть и такие, с которыми поддерживаю связь уже после окончания их учёбы — общаемся, делимся мнениями по разным профессиональным вопросам, сотрудничаем, иногда вспоминаем как они меня боялись и только потом, спустя несколько лет работы по специальности, понимали, что преподаватель им нужен был не для любви, а хороший человек — это не профессия.
В целом же, планирую сделать сборник, что-то типа «Мои мысли — мои скакуны» в котором собрать самые «крутые» фразы и формулировки из курсовиков студентов. Посмотрим, что получится — пока в списке порядка 40 гениальных фраз :)